Разбираемся в дизайнерских профессиях

Автор: admin от 1-09-2018, 14:20, посмотрело: 93

Алексей Бородкин, product lead и глава Гильдии вольных проектировщиков, рассказал на открытом занятии Нетологии, как разобраться в дизайнерских направлениях и распределить роли в дизайн-команде.



Дизайнерские тусовки



Когда-то — в буйные 90-е — никаких веб-дизайнеров не было, и сайты создавали вебмастера — отважные люди с программистским бэкграундом, которые все делали сами: собирали требования, кодили, рисовали, делали контент и развивали сайт.



В конце 90-х появилась профессия веб-дизайнера, которую более корректно называть «визуальным дизайнером». Эти ребята занимались эстетической частью цифровых продуктов, не заморачивались, что у сайта находится под техническим капотом, и воспринимали свою работу, как средство для самовыражения. В основном их интересовала только красота, чувство удовлетворения, а также мнение других визуальных дизайнеров. Информационная архитектура: как выглядит система, какова структура данных, какие есть потоки данных и прочее.




Все это порождает пользовательский опыт — субъективное ощущение от продукта, разворачивающееся в голове у пользователя. Насколько этот пользовательский опыт будет позитивным и полезным, зависит от согласованности и детальности проработки трех продуктовых составляющих выше: если интерфейс будет уродливым — пользовательский опыт будет испорчен. Если приложение работает с ошибками — им не будут пользоваться. Если с интерфейсом и функциональностью все в порядке, но у продукта кривая системная архитектура, он не будет способен развиваться, и в итоге потеряет популярность.



Получается, что продукт должен совмещать интересы бизнеса, интересы пользователей и технологические условия, и нельзя сказать, что для продукта важнее: визуально-интерфейсная часть или внутренняя архитектура.


И возникает простой вопрос: кто же должен заниматься продуктом?



Дизайн и проектирование



В России проектирование и дизайн — две разные профессиональные сферы:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


Однако, если погрузиться в исходное значение терминов, мы обнаружим удивительные открытия. Вот, например, определение слова design в оксфордском словаре:



Глагол to design — определять внешний вид и принцип работы здания, одежды или иного объекта посредством создания детальных чертежей.
Существительное design — план или чертеж, иллюстрирующий вид, устройство или принцип работы здания, одежды, либо иного объекта до его создания.


А вот строгое определение слова «проектирование» по ISO 24765:



Проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части.


Занятно, правда? Получается, что значения слов «проектирование» и «проект» тождественны глаголу to design и существительному design. В этом можно убедиться, если посмотреть перевод слова «проектирование» в Google-переводчике:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


И в этом есть глубокая правда. Дело в том, что на Западе не разделяют процесс работы над внутренней и внешней частью продукта, потому что понимают, что это единый живой организм, и  к нему нужно применять исключительно интегрированные подходы.



Как связать внутреннее с внешним



Но вернемся к нашим дизайнерам. У нас есть тусовка из UX- и визуальных дизайнеров, которые в основном думают только о красоте и пользовательском опыте:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


И есть тусовка системных архитекторов, которые думают только о внутренностях продукта:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


Интуитивно понятно, что для целостной работы над продуктом их надо объединить. Стоит отметить, что рынок веб-разработки об этом начал задумываться еще в начале нулевых. Так родилась должность менеджера, который скрепляет эти разнонаправленные сферы интересов:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


Давайте посмотрим, к чему это приводит.



Разбираемся в дизайнерских профессиях


На менеджере оказывается нехилая нагрузка:




  • Во-первых, он забирает себе пласт чисто управленческих задач: координация команды, работа с заказчиком, контроль сроков и бюджетов и еще несколько сотен задач, входящих в список его прямых обязанностей.


  • Во-вторых, никто не избавляет его от продуктовой составляющей: проработки требований, интерфейсов и функциональности, написания документации, контроля над реализацией требований заказчика.




Эти два масштабнейших, важных фронта работы с трудом уживаются в одном человеке. Если менеджера сразу не разорвет от количества обязанностей, его будет мучить более коварный враг — внутренний конфликт интересов.



Допустим, менеджеру приходят две параллельные задачи. Одна — починить отвалившуюся форму заказа, вторая — подробно описать ТЗ на следующий релиз.

Естественно, что менеджер в первую очередь займется тушением пожара — «прикручиванием» формы заказа, потому что с каждой минутой из-за неработающей формы заказчик теряет деньги и впадает в большую истерику. Задачу с подробным описанием ТЗ придется отодвинуть на второй план, закладывая в фундамент проекта стратегические риски. И так будет постоянно.

Вкусив прелести такой работы что на агентской, что на продуктовой стороне, я сформулировал для себя иное решение этой проблемы — поделить задачи между двумя специалистами: менеджерские задачи оставить менеджеру, а продуктовые отдать специально выделенному product-дизайнеру.



Разбираемся в дизайнерских профессиях
Зона ответственности дизайнера продукта



Дизайнер продукта — это человек, который на верхнем уровне понимает все составляющие продукта и знает, как соединить требования бизнеса, пользователей и технологий. Продуктовый дизайнер осознает, как интерфейсы соседствуют с функциональностью, и как из этого рождается пользовательский опыт.



Разумеется, сам он не сможет выполнять все задачи, поэтому ему нужна команда и ключевой напарник — арт-директор. Если проект большой и с множеством задач, у этих двух ребят можно выделять отдельные функции и, по законам Адама Смита, делегировать их подчиненным. Пример эффективной команды может выглядеть так:



Разбираемся в дизайнерских профессиях


Тем самым формируется креативная пара, известная в «большом» маркетинге еще в XX веке, состоящая из дизайнера продукта и арт-директора, дополняющих менеджера по продуктовой части. Из этого случая бывают исключения, но о них поговорим ниже, а пока важно запомнить, что именно такой подход обеспечивает сбалансированную проработку продукта и его структурную непротиворечивость.

Давайте посмотрим, что у нас получилось с ролями в команде, и отдельно коснёмся некоторых исключений.



Кто входит в тусовку продуктового дизайна



UX-дизайнер





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача UX-дизайнера: сделать продукт удобным, полезным, комфортным для пользователей.



UI-дизайнер





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача UI-дизайнера: сделать «красиво» и эстетично.



UX-аналитик





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача UX-аналитика: влезть в голову пользователя, вытянуть важное и передать информацию UX-дизайнеру для реализации в дизайне.



Системный архитектор





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача системного архитектора: проработать внутреннюю логику и архитектуру продукта.



Дизайнер продукта





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача дизайнера продукта: свести все «нити» создания продукта и отвечать за результат.



Менеджер продукта





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача менеджера продукта: объединять в себе менеджера и продуктового дизайнера.



Внимательный читатель скажет: «Погодите, какой менеджер продукта, ведь мы все время старались разделить продуктовую и управленческую составляющую!».

Верно, но у всего на свете есть исключения. Если продукт один, и желательно не протекает в формате заказной разработки, то такой подход оказывается эффективным — у менеджера хватает возможностей держать в голове как все аспекты продукта, так и организационные особенности. На нескольких продуктах эта роль не работает — продуктового менеджера буквально разорвёт от количества задач.



Product lead / директор по продукту





Разбираемся в дизайнерских профессиях


Задача продакт-лида: следить за развитием продукта. Эта роль является «надстройкой» над ролью продуктового менеджера, и концентрирует в его руках не только функции по созданию продукта, но и развитие продукта в дальнейшем.



Как выбрать профессию



Если вы запутались в огромном наборе дизайнерских профессий и не знаете, с чего начать, то можно воспользоваться табличкой:


























Что интересно

Подходящая профессия

Психология

UX-аналитика

Внутренняя составляющая

Системный архитектор

Рисовать

UI-дизайнер

Психология + рисовать

UX-дизайнер

Всё и сразу

Продуктовый дизайнер, Продуктовый менеджер, Product Lead



Отмечу, что если вам интересно «все и сразу» — будьте готовы учиться. В профессию продуктового дизайнера попадают не сразу, а скорее «вырастают» из смежной области.



От редакции





Источник: Хабр / Интересные публикации

Категория: Веб-разработка

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *