JavaScript: загадочное дело выражения null >= 0

Автор: admin от 12-09-2017, 13:45, посмотрело: 32

JavaScript: загадочное дело выражения null >= 0



Однажды я собирал материалы чтобы устроить ликбез по javascript для пары коллег. Тогда я и наткнулся на довольно интересный пример, в котором рассматривалось сравнение значения null с нулём. Собственно говоря, вот этот пример:



null > 0; // false
null == 0; // false
null >= 0; // true


На первый взгляд — полная бессмыслица. Как некое значение может быть не больше, чем 0, не равно нулю, но при этом быть больше или равно нулю?



Хотя поначалу я оставил это без особого внимания, решив, что всё дело в том, что javascript — это javascript, со всеми его странностями, этот пример меня заинтриговал. Связано ли это с типом null и с тем, как он обрабатывается, или с тем, как выполняются операции сравнения значений?



В итоге я решил докопаться до сути происходящего и начал рыться в единственном источнике истины для javascript — в спецификации ECMA. Сегодня я хочу рассказать вам о том, в какую глубокую кроличью нору я в результате провалился.



Абстрактный алгоритм сравнения для отношений



Рассмотрим первое сравнение:



null > 0; // false


В соответствии со спецификацией, операторы сравнения и <</code>, для того, чтобы выяснить, истинно или ложно выражение, пропускают его через так называемый абстрактный алгоритм сравнения для отношений. Здесь и далее мы будем цитировать фрагменты спецификации по тексту перевода «Стандарт ECMA-262, 3я редакция» с ресурса javascript.ru:



Сравнение x < y, где x и y являются значениями, возвращает true, false или undefined (последнее означает, что хотя бы один из операндов равен NaN). Такое сравнение производится следующим образом:
1. Вызвать ToPrimitive(x, подсказка Number).
2. Вызвать ToPrimitive(y, подсказка Number).
3. Если Тип(Результата(1)) равен String и Тип(Результата(2)) равен String - переход на шаг 16. (Заметим, что этот шаг отличается от шага 7 в алгоритме для оператора сложения + тем, что в нём используется и вместо или.)
4. Вызвать ToNumber(Результат(1)).
5. Вызвать ToNumber(Результат(2)).
6. Если Результат(4) равен NaN - вернуть undefined.
7. Если Результат(5) равен NaN - вернуть undefined.
8. Если Результат(4) и Результат(5) являются одинаковыми числовыми значениями - вернуть false.
9. Если Результат(4) равен +0 и Результат(5) равен -0 - вернуть false.
10. Если Результат(4) равен -0 и Результат(5) равен +0 - вернуть false.
11. Если Результат(4) равен +?, вернуть false.
12. Если Результат(5) равен +?, вернуть true.
13. Если Результат(5) равен -?, вернуть false.
14. Если Результат(4) равен -?, вернуть true.
15. Если математическое значение Результата (4) меньше, чем математическое значение Результата(5) (заметим, что эти математические значения оба конечны и не равны нулю) - вернуть true. Иначе вернуть false.
16. Если Результат(2) является префиксом Результата(1), вернуть false. (Строковое значение p является префиксом строкового значения q, если q может быть результатом конкатенации p и некоторой другой строки r. Отметим, что каждая строка является своим префиксом, т.к. r может быть пустой строкой.)
17. Если Результат(1) является префиксом Результата(2), вернуть true.
18. Пусть k - наименьшее неотрицательное число такое, что символ на позиции k Результата(1) отличается от символа на позиции k Результата(2). (Такое k должно существовать, т.к. на данном шаге установлено, что ни одна из строк не является префиксом другой.)
19. Пусть m - целое, равное юникодному коду символа на позиции k строки Результат(1).
20. Пусть n - целое, равное юникодному коду символа на позиции k строки Результат(2).
21. Если m < n, вернуть true. Иначе вернуть false.


Пройдёмся по этому алгоритму с нашим выражением null > 0.



Шаги 1 и 2 предлагают нам вызвать оператор ToPrimitive() для значений null и 0 для того, чтобы привести эти значения к их элементарному типу (к такому, например, как Number или String). Вот как ToPrimitive преобразует различные значения:






























Входной тип

Результат

Undefined

Преобразование не производится

Null

Преобразование не производится

Boolean

Преобразование не производится

Number

Преобразование не производится

String

Преобразование не производится

Object

Возвращает значение по умолчанию для объекта. Значение по умолчанию для объекта получается путём вызова для объекта внутреннего метода [[DefaultValue]] с передачей ему опциональной подсказки ПредпочтительныйТип.



В соответствии с таблицей, ни к левой части выражения, null, ни к правой части, 0, никаких преобразований не применяется.



Шаг 3 алгоритма в нашем случае неприменим, пропускаем его и идём дальше. На шагах 4 и 5 нам нужно преобразовать левую и правую части выражения к типу Number. Преобразование к типу Number выполняется в соответствии со следующей таблицей (здесь опущены правила преобразования для входных типов String и Object, так как они к теме нашего разговора отношения не имеют):


























Входной тип

Результат

Undefined

NaN

Null

+0

Boolean

Результат равен 1, если аргумент равен true. Результат равен +0, если аргумент равен false.

Number

Преобразование не производится







В соответствии с таблицей, null будет преобразовано в +0, а 0 останется самим собой. Ни одно из этих значений не является NaN, поэтому шаги алгоритма 6 и 7 можно пропустить. А вот на шаге 8 нам надо остановиться. Значение +0 равно 0, в результате алгоритм возвращает false. Таким образом:



null > 0; // false
null < 0; // тоже false


Итак, почему null не больше и не меньше нуля мы выяснили. Теперь идём дальше — разберёмся с тем, почему null ещё и не равен нулю.



Абстрактный алгоритм сравнения для равенств



Рассмотрим теперь проверку на равенство null и 0:



null == 0; //false


Оператор == использует так называемый абстрактный алгоритм сравнения для равенств, возвращая в результате true или false. Вот этот алгоритм:



Сравнение x == y, где x и y являются значениями, возвращает true или false. Такое сравнение производится следующим образом:
1. Если Тип(x) отличается от Типа(y) - переход на шаг 14.
2. Если Тип(x) равен Undefined - вернуть true.
3. Если Тип(x) равен Null - вернуть true.
4. Если Тип(x) не равен Number - переход на шаг 11.
5. Если x является NaN - вернуть false.
6. Если y является NaN - вернуть false.
7. Если x является таким же числовым значением, что и y, - вернуть true.
8. Если x равен +0, а y равен -0, вернуть true.
9. Если x равен -0, а y равен +0, вернуть true.
10. Вернуть false.
11. Если Тип(x) равен String - вернуть true, если x и y являются в точности одинаковыми последовательностями символов (имеют одинаковую длину и одинаковые символы в соответствующих позициях). Иначе вернуть false.
12. Если Тип(x) равен Boolean, вернуть true, если x и y оба равны true или оба равны false. Иначе вернуть false.
13. Вернуть true, если x и y ссылаются на один и тот же объект или они ссылаются на объекты, которые были объединены вместе (см. раздел 13.1.2). Иначе вернуть false.
14. Если x равно null, а y равно undefined - вернуть true.
15. Если x равно undefined, а y равно null - вернуть true.
16. Если Тип(x) равен Number, а Тип(y) равен String, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).
17. Если Тип(x) равен String, а Тип(y) равен Number, вернуть результат сравнения ToNumber(x)== y.
18. Если Тип(x) равен Boolean, вернуть результат сравнения ToNumber(x)== y.
19. Если Тип(y) равен Boolean, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).
20. Если Тип(x) - String или Number, а Тип(y) - Object, вернуть результат сравнения x == ToPrimitive(y).
21. Если Тип(x) - Object, а Тип(y) - String или Number, вернуть результат сравнения ToPrimitive(x)== y.
22. Вернуть false.


Пытаясь понять, равно ли значение null значению 0, мы сразу переходим из шага 1 к шагу 14, так как Тип(x) отличается от Типа(y). Как ни странно, но шаги 14-21 тоже к нашему случаю не подходят, так как Тип(х) — это null. Наконец мы попадаем на шаг 22, после чего false возвращается как значение по умолчанию!

В результате и оказывается, что:



null == 0; //false


Теперь, когда ещё одна «тайна» javascript» раскрыта, разберёмся с оператором «больше или равно».



Оператор больше или равно (>=)



Выясним теперь, почему истинно такое выражение:



null >= 0; // true


Тут спецификация полностью выбила меня из колеи. Вот как, на очень высоком уровне, работает оператор >=:



Если null < 0 принимает значение false, то null >= 0 принимает значение true






В результате мы и получаем:



null >= 0; // true


И, на самом деле, в этом есть смысл. С точки зрения математики, если у нас есть два числа, x и y, и если x не меньше, чем y, тогда x должно быть больше чем y или равно ему.



Я предполагаю, что данный оператор работает именно так для того, чтобы оптимизировать вычисления. Зачем сначала проверять, больше ли x чем y, и, если это не так, проверять, равняется ли значение x значению y, если можно выполнить всего одно сравнение, проверить, меньше ли x чем y, а затем использовать результат этого сравнения для того, чтобы вывести результат исходного выражения.



Итоги



Вопрос о сравнении null и 0, на самом деле, не такой уж и сложный. Однако, поиск ответа открыл мне кое-что новое о javascript. Надеюсь, мой рассказ сделал то же самое для вас.



Уважаемые читатели! Знаете ли вы о каких-нибудь странностях javascript, которые, после чтения документации, уже перестают казаться таковыми?

Источник: Хабрахабр

Категория: Программирование » Веб-разработка

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *